Ростов Великий

Ростов Великий

Ростов Великий входит в созвездие старинных русских городов, которое имеет название "Золотое кольцо России". Ростов Великий по праву называют жемчужиной золотого кольца. Его история уходит в глубь веков, а первое упоминание о нем в "Повести временных лет" относится к 862 году. Множество исторических тайн и загадок хранит Ростов Великий.

Славен Ростов Великий своими памятниками архитектуры - монастырями, храмами, церквями, колокольными звонами, которые живы и до сих пор. Ремесленники и купцы на протяжении многих веков прославляли Ростов Великий. Озеро Неро, на берегу которого расположен Ростов Великий, изобилует рыбой и является уникальной природной зоной естественного происхождения.

Ростов Великий, расположенный в Ярославской области, в двухстах километрах от Москвы, один из древнейших городов России. Ростов Великий входит в созвездие старинных русских городов, которое имеет название "Золотое кольцо России". Ростов Великий по праву называют жемчужиной золотого кольца. Его история уходит в глубь веков, а первое упоминание о нем встречается в "Повести временных лет", древнейшей летописи Руси, под 862 годом. Великим этот город летописи называли в XII веке, очевидно, не столько из-за его размеров, сколько по тому значению, которое Ростов имел в духовной, политической и хозяйственной жизни Северо-Восточной Руси того времени, хотя и по размерам он уступал только Киеву и Новгороду. Результаты археологических раскопок последних лет показывают, что площадь Ростова-Великого в XII веке составляла 200 га. в то время как территория Киева и Новгорода была более 300 га, Чернигова - 160 га. Владимира - около 145 га. Суздаля - всего 49 га.

Просвещение Ростова светом Христовой веры началось вскоре после Крещения Руси в Киеве, и уже в 991 году святителем Феодором (+ 1023) в Ростове-Великом была основана епископская кафедра, первая в Северо-Восточной Руси. Она находилась здесь до 1788 года, после чего главным епархиальным центром стал Ярославль, но славное имя древнего русского города сохранилось в названии епархии и титуле епархиальных архиереев до наших дней.

В ряду епархий Русской Православной Церкви Ростовская епархия всегда занимала высокую ступень. В XIV веке, когда был основан Рождественский монастырь-Ростовская епархия занимала четвертое место после Киевской митрополии и Новгородской и Черниговской архиепископий, а из епископских - первое.

Под управлением Ростовских епископов находилась духовная жизнь огромного Ростовского края. Со временем от Ростовской епархии отделились другие епархии: Владимирская. Муромская. Костромская. Вологодская и т.д. Хотя территория Ростовской епархии с веками значительно уменьшилась, духовное ее богатство не оскудело, и на все времена она осталась колыбелью христианства и святости для нарождавшейся Российской державы.

Ростовский архиерейский дом. сохранившийся до наших дней, был построен в 1670-1683 годах Ростовским митрополитом Ионой (1652-1690) и является уникальным памятником архитектуры мирового значения.

Ростовский кремль

Архитектурный ансамбль Архиерейского дома ростовских владык включает в себя пять храмов - церковь Воскресения (1670 год). церковь Спаса на Сенях (1675 год), церковь апостола Иоанна Богослова (1683 год), церковь во имя Григория Богослова (1680-е годы). церковь и честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1690-е годы). Внутри храмы были украшены настенными росписями, в создании которых участвовали лучшие иконописцы того времени.

Сегодня этот архитектурный ансамбль Кремля (так Архиерейский дом называют с XIX века) является сердцем Ростова-Великого. В его величественных постройках запечатлелась история древнего города как духовного центра Северо-Восточной Руси.

Судьба Кремля оказалась непростой. По преданию, во время строительства Архиерейского дома юродивый Стахий говорил митрополиту Ионе о строительстве Архиерейского дома: Ах, Иона, все хлопочешь, все беспокоишься. а в твоих храмах одни воробьи да голуби жить будут... Кто же в то время мог поверить таким словам? Но пророчество юродивого сбылось. Всего около ста лет здесь жили ростовские архиереи. В 1788 году местом пребывания ростовских архиереев становится Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Здания Ростовского архиерейского дома были оставлены и постепенно разрушались. Предприимчивые ростовские купцы на первых этажах размешали всевозможные склады.

В начале XIX века по проекту генерал-лейтенанта Бетанкура было решено разобрать здания бывшего Архиерейского дома, а из кирпича построить гостиный двор для ежегодных ярмарок. К счастью, проект не был осуществлен. В последующие годы ростовскими купцами предпринимались попытки не допустить окончательного разрушения зданий.

Последовательное спасение зданий бывшего Архиерейского дома началось с 1880-х годов. В 1880 году в отремонтированном Самуилове корпусе было открыто Духовное училище. По инициативе ростовских купцов И.А. Шлякова и А.А. Титова и под научным наблюдением Императорского Археологического общества приступили к восстановлению зданий бывшего Архиерейского дома. Первой была восстановлена Белая палата, где с благословения архиепископа Ионафана в 1883 году был открыт Музей церковных древностей.

По благословению владыки Ионафана из всех церквей епархии стали привозить в Ростовский музей церковные предметы, которые из-за ветхости вышли из употребления. В то время в музей поступили выдающиеся произведения церковного искусства.

Успенский собор

Главной святыней Ростова является Успенский собор, основанный в 991 году6. Успенский собор был кафедральным. здесь служили все архиереи: после кончины они обретали в соборе и место своего последнего упокоения. Вдоль южной и северной стен расположен ряд гробниц с останками ростовских владык В южном, Леонтьевском. приделе под спудом почивают мощи святителя Леонтия (+ ок. 1073).

Святитель Леонтий входит в число первых святых Древней Руси и является первым святым из числа угодников Божиих, подвизавшихся в Ростове. Будучи епископом на Ростовской кафедре (1051 -ок. 1073). он крестил большую часть населения Ростова. Мощи святителя Леонтия были обретены в 1164 году. Житие святителя сообщает, что великий князь Андрей Боголюбский. стремившийся к государственному и духовному возвышению Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей, произнес: Хвалит бо римьская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великыи святителю Леонтие ублажает, сотворившего дело равно апостолом. Празднование памяти святителя Леонтия было установлено в 1190 году епископом Ростовским Иоанном (+ 1213). С того времени многие паломники шли в Ростов поклониться мощам святого. В 1259 году великий князь Александр Невский приеха в Ростов на средокрестье. крест честный целова в святей Богородици и гробу Леонтьеву челом ударил. Епископская кафедра в Ростове называлась кафедра Леонтия Ростовского, при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что он поставлен молитвами святого чудотворца Леонтия.

Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Русской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на Небе как сильный молитвенник за землю Русскую.

Святой Леонтий

В настоящее время храм главного покровителя Ростова-Великого находится в плачевном состоянии, за все время работы старосты храма, а это как минимум лет пять для возрождения храма ничего существенного сделано не было. Развалины храма Леонтия на Заровье - позор для русских православных людей города, это наш плач и жизнь без окормления и заступничества великого святого.

Преемник Леонтия на епископской кафедре святитель Исайя (+ ок. 1090). постриженник Киево-Печерского монастыри, продолжил просвещение жителей Ростовского края, обходя грады и веси в Ростовской и Суздальской области с проповедью Святого Евангелия. Он уничтожал идолов, крестил множество людей. а ранее крещенных утверждал в вере. Его мощи были обретены вместе с мощами святителя Леонтия в 1164 году.

Святитель Игнатий (+ 1288) был назначен на кафедру из архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря. И на епископской кафедре он оставался иноком высокой жизни, хотя ему приходилось участвовать в политической жизни города, ездить в Орду, чтобы заступаться и печаловаться за свою паству, мирить враждовавших князей. Благодаря его архипастырским увещеваниям были прекращены распри между Ростовскими князьями Димитрием и Константином Борисовичами. Праведность его жизни была засвидетельствована многими чудесами во время его погребения.

Мощи святителей Исайи и Игнатия в Успенском соборе почивали открыто. Сегодня в Успенском соборе в особом ковчеге хранятся частицы мощей Ростовских святителей Исайи и Игнатия.

В Успенском соборе погребали и Ростовских князей (сегодня место расположения княжеской усыпальницы не известно). Здесь почивали мощи благоверного князя Василия Константиновича (1209-1238). в народе ласково называемого - Василько. Князь Василько возглавил ростовскую дружину в битве с монголо-татарами на реке Сить (север Ярославской области), которая произошла 4 марта 1238 года. Битва закончилась разгромом русских войск. Князь Василько был ранен и пленен, и нудиша Василька много проклятии безбожнии татарове в поганьской быти воли их и воевати с ними11. Князь отверг их предложение и принял мученическую кончину. Принесете же его, положиша в церкви святые Богородицы, идеже мати его лежит, не бе же слышати пения во мнозе плаче. Князь Василько был причислен к лику святых и стал национальным героем Древней Руси, на примере которого выросло поколение победителей в битве на Куликовом поле.

Издавна Ростов-Великий был городом монастырей и храмов. В народе говорили: Ехал бес в Ростов, да испугался крестов.

Авраамиевский монастырь

Один из древнейших монастырей Руси, Богоявленский Авраамиев, был основан на восточной окраине Ростова преподобным Авраамием (+ ок. 1073-1077) в XI веке. Как и большинство обителей Ростова, монастырь стоит на берегу озера Неро (летописи озеро называют Ростовским, а название «Неро» происходит из языка угро-финского племени меря, жившего на Ростовской земле в VII— XI в.в.12 Многие сегодняшние названия рек, сел, деревень происходят из языка племени меря: Ишня. Пужбол. Шурскол. Сулость и т.д.). Богоявленский монастырь был основан на месте языческого капища. Здесь преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса жезлом, увенчанным крестом, который был дан ему апостолом Иоанном Богословом, явившемуся старцу неподалеку от Ростова.

В последующие века монастырь преподобного Авраамия благоукрашалея великими князьями и русскими царями. Боговленский Собор, где почивали мощи преподобного Авраамия (сейчас они находятся в Иаковлевском храме Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря). воздвигнут был царем Иоанном Грозным в 1553 году. Собор был соединен крытой галереей с Введенским храмом. построенным в 1650 году. Над входными вратами обители стоит Никольская церковь (XVII век), над которой возвышается колокольня.

В полукилометре от Богоявленского монастыря утвердился Петровский монастырь. основанный в XIII веке Петром. царевичем Ордынским (+ 1290). Ростовский епископ Кирилл, находясь в Орде, молитвой к Всемогущему Богу исцелил сына хана. Племянник хана, будучи свидетелем этого чуда, тайно покинул Орду, догнал епископа Кирилла на пути его в Ростов и умолил взять с собой. И Ростове епископ Кирилл крестил Ордынского царевича, дав ему имя в честь апостола Петра. Однажды на охоте царевич заснул, и ему в сонном видении явились апостолы Петр и Павел. Они повелели ему построить на месте видения монастырь. В конце жизни царевич Петр принял монашеский постриг в своей обители. где и преставился.

Церковное прославление преподобного Петра, царевича Ордынского, состоялось на Макарьевских Соборах в 1549 году. И Успенском соборе Московского Кремля и настенных росписях 1564-1565 годов представлен сюжет явления апостолов Петра и Павла Петру, царевичу Ордынскому. что говорит о высоком статусе его почитания на Руси. В начале XX века в Петровском монастыре было два каменных храма: собор во имя апостолов Петра и Павла с приделом преподобного царевича Петра (1684 года), где под спудом почивали мощи основателя обители, и теплая церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 год). Высокая колокольня возвышалась над входом в монастырь. огражденный каменной стеной. В настоящее время в бывшей обители находится приходская церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. От монастырского ансамбля сохранились еще четыре угловые башни ограды. Место собора обозначено памятным крестом. Выявлено и обозначено место, где почивают под спудом мощи преподобного Петра. царевича Ордынского.

Стражем западной границы города стал Спасо-Преображенский монастырь. основанный в середине XIII века Ростовской княгиней Марией (+ 1271). вдовой благоверного князя Василька, дочерью князя-мученика Михаила Черниговского. родной сестрой преподобной Евфросинии Суздальской (+1250). Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в 1764 году и присоединен к стоящему рядом Иаковлевскому монастырю. До нашего времени сохранился собор Спасского монастыря, построенный в конце XVII века.

Неподалеку от княжеского двора и Архиерейского дома был расположен монастырь святителя Григория Богослова, ставший в средние века крупным просветительским центром и прославившийся ученостью своих насельников. Из стен Григорьевского затвора вышли святитель Стефан Пермский (+ 1396) и преподобный Епифаний Премудрый (+ ок. 1422).

Григорьевский монастырь был упразднен в XVIII веке, сохранился собор святителя Григория Богослова, построенный в 1680-е годы.

Ко времени основания Рождественской обители все монастыри в Ростове-Великом были деревянными: из дерева были построены храмы, крепостные стены и хозяйственные постройки. Да и приходские храмы в Ростове были деревянными. Лишь кафедральный Успенский собор и Борисоглебский храм на княжеском дворе были выстроены в XIII веке из белого камня.

Борисоглебский монастырь

Во второй половине XIV века в Ростове и его окрестностях было положено начало трем монастырям. Борисо-Глебский монастырь был основан в 1363 году преподобными Феодором и Павлом по благословению преподобного Сергия. Зачатьевский (ныне - Спасо-Иаковлевский Димитриев) монастырь устроился вокруг храма, построенного святителем Иаковом около 1390 года на месте его пустынных подвигов после оставления Ростовской кафедры. В эти же годы, около 1390-1394. в Ростове была основана святителем Феодором обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

До основания Рождественской женской обители все существовавшие в то время ростовские монастыри были мужские, в последующие века в городе строили тоже только мужские обители. Лишь в 2003 году в Ростове появилась вторая женская обитель, обосновавшаяся в стенах Богоявленского Авраамиева монастыря.

Множество исторических тайн и загадок хранит Ростов Великий.

Дополнительные статьи

Во всем ли можно верить летописям.

В чем уникальность Ростовской истории.

Купцы 1 гильдии Максим Михайлович и Дмитрий Максимович Плешановы.

Напишите нам

* поля обязательны для заполнения

*

*

Отправить