Свадьбы в Ростове Великом



Уважаемые дамы и господа!

В последнее время все большее количество людей обращается к прошлому нашего народа. Ощутимо утрачиваются традиции, которые тысячелетиями существовали в народе. Хочется, чтобы самые интересные обычаи, обряды не были утрачены, а передались бы следующим поколениям. Среди тех обрядов, которые хотелось бы сохранить — это свадебные обычаи. И если Вы готовитесь к свадьбе, то попробуйте использовать хотя бы некоторые обряды для сохранения их в истории народа и передачи их следующим поколениям.

Свадебный пир

Одной из основных составляющих свадебного ритуала на Руси всегда являлся свадебный пир. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.

Всего на свадьбах накрывали два стола, первый из которых назывался «свадебный». За этим столом молодым ничего не полагалось есть, несмотря на то, что им постоянно подносились различные яства. Молодые должны были только принимать поздравления от гостей.

После второго блюда, когда гостям подался жаренный лебедь (как вариант — гусь или индейка), перед молодожёнами ставилась на стол жаренная курица. Курица заворачивалась во вторую из трёх скатертей, которые расстилались на столе перед новобрачными, и затем родителей мужа просили, чтобы он благословил «молодых вести опочивать». После этого, символическая курица уносилась в сенник, в котором находилось брачное ложе. Всё это делал тысяцкий, за которым следовали каравайники и свечники, в обязанности которых входило поставить в кадку с пшеницей свечи. Кадка ставилась у изголовья кровати. После процессии в сенник вводили молодожёнов, отцу жениха при этом полагалось провожать их от двери помещения, в котором стоял праздничный стол. Мать жениха должна была встречать их у двери сенника, одетая в шубу наизнанку и держащая в руках осыпало.

В некоторых регионах этот ритуал имел незначительные отличия. Например, в то время, пока ждали, когда посланные за родителями невесты дружки вернутся с ними обратно, проводился обряд, который назывался «покойник». Заключался он в следующем. Из числа гостей выбирался доброволец, который должен был изображать покойника. Его укладывали на лавку и накрывали простынёй. После этого над «покойником» начинали голосить плакальщицы. Данный обряд должен был обеспечить любовь молодых до гроба.

После того, как новобрачные уходили, пир продолжался. Накрывался второй стол, который назывался «горный». К тому времени, когда был накрыт второй стол, прибывали родственники и гости невесты. Подъехавших к пиру встречали у самого крыльца с водкой. Первыми в дом должны были войти сваты невесты, они, с гневом и негодованием, спрашивали о похищении невесты. После этого родственники жениха признавались, что украли невесту, и молодых выводили к гостям. Невеста дарила родственникам мужа подарки, кланялась им, обнимала их и целовала. После этого молодых садили за праздничный стол и перед ними ставились две бутылки вина, которые были связаны вместе красной, или розовой ленточкой. Когда молодые отправлялись почивать, они должны были унести эти бутылки с собой.

Та часть торжества, которая проводилась за горным столом, всегда сопровождалась торжественными поздравлениями и весёлыми праздничными песнями. Часто исполнение песен и витиеватых поздравлений возлагалось на специально приглашённых профессионалов — «величалок». Внимание уделялось не только новобрачным, но и всем присутствующим за столом. Первый застольный тост полагалось произносить свату. На горном столе разрезался и разносился гостям свадебный кулич. После этого новобрачные падали в ноги родителям и просили, чтобы те благословили их брачное ложе. После этого, под шум и музыку, тысяцкий и сваха уводили новобрачных в сенник.

Мальчишник и девичник по старинке

В последний вечер перед свадьбой в доме жениха проходил молодечник, или по-современному мальчишник, приходили друзья и начиналось гулянье. В самый разгар мальчишника приезжали коробейники, то есть друзья невесты и ее родственники, и привозили приданое. Коробейники вели переговоры с родней жениха, требовали выкуп! И эта забытая традиция сейчас перекочевала в разряд самостоятельных, а ведь раньше она никак не относилась к тому, что принято называть современным выкупом. После долгих торгов «добро» оставалось в сундуках, а родственники готовили брачную постель для молодых. Важно было правильно положить подушки, так, чтобы они соприкасались разрезами наволочек, а еще было важно, чтобы постель готовил добрый человек, не «глазливый». Вот почему этим часто занималась мать невесты. Постель традиционно готовили в доме жениха. После ухода сватов жених передавал невесте банный веник и мыло для ритуальной бани. Видеть невесту за день до свадьбы жениху строго запрещалось.

Девичник же с тех пор не слишком сильно видоизменился, лишь утратили значение некоторые ритуалы.

Грустные песни петь было не принято, вопреки распространенному мнению, а вот изготовить к свадьбе «красоту» в этот вечер было нужно. «Красота» связывала невесту с прошлой жизнью, с девичеством, и символом девства был любой женский убор, платок, повязка, лента. «Красоту» невеста передавала младшей подруге, сестре, родственнице, которая вступила в пору расцвета. Мерить свадебные платья во время девичника было не принято. Вечером наступало время бани, жениховским мылом подруги мыли невесту, веником парили. На ночь с невестой оставалась одна, редко две близкие подруги.

Символически оба эта ритуала служили прощанием с беззаботностью юных лет, кстати, ни о каких спиртных напитках, о еде речь на этих посиделках не шла. Посудите сами, насколько исказились современные представления о старинных обрядах, которые несли в себе сакральный смысл. Может быть, есть смысл возвратиться к истокам и устроить свадьбу по всем правилам? Ведь все мы верим в приметы, а они родились во времена ритуалов.

Мы приглашаем Вас отпраздновать этот радостный день в вашей жизни в купеческих традициях в «Усадьбе Плешанова».

Гостиничный комплекс «Усадьба Плешанова» предлагает вам, вашим друзьям и знакомым уникальную возможность: отпраздновать свадьбу на древней земле Ростова Великого.

Свадьба — первый, самый светлый и радостный праздник молодой семьи. И запомниться он должен не только торжественностью события, но и праздничной, необычной атмосферой, царящей вокруг молодоженов.

Мы предлагаем проживание в трехзвездной гостинице, праздничный банкет, танцы, обзорная экскурсия. При необходимости вы можете заказать ряд дополнительных услуг: трансфер молодоженов и гостей, венчание в одном из древнейших православных храмов в сопровождении хора, экскурсии по монастырям и храмам города в сопровождении гида, катание на лошадях, знаменитые на весь мир Ростовские звоны, услуги профессионального тамады, фейерверк. Полный список дополнительных услуг и их стоимость вы можете посмотреть на нашем сайте. Мы готовы обсуждать любые ваши пожелания и предложения.

Счастья Вам в Вашей жизни.

Напишите нам

* поля обязательны для заполнения

*

*

Отправить