Церковь Бориса и Глеба

В нескольких метрах от юго-восточной части кремля стоит церковь, лишенная барабанов и глав. В летописи записано, что на княжьем дворе, на берегу реки Пижермы князь Константин заложил церковь во имя Бориса и Глеба. От реки здесь осталась канава, выходящая к озеру.

Долгое время до сих пор считалось, что ростовский храм Бориса и Глеба, якобы ушедший под землю незадолго до монголо-татарского нашествия, это не более чем красивая легенда. Хотя в летописях сохранились описания белокаменной церкви, выстроенной на берегу озера Неро в 1214-1218 годах на территории княжеского двора в Ростове, как придворного храма князя Константина Всеволодовича. Но многочисленные археологические исследования не подтверждали существования в Ростове Великом этой церкви. Куда же она исчезла, ведь летописец достаточно подробно описывал этот храм? Над этим долгое время ломали головы историки и археологи.

Первая серьезная попытка найти остатки домонгольской Борисоглебской церкви была предпринята в пятидесятых годах ХХ века. Известный советский археолог, крупный специалист в архитектурной археологии Николай Николаевич Воронин приехал в Ростов со своей экспедицией столичных ученых. Копать решили прямо у стен ныне стоящей на берегу озера церкви Бориса и Глеба, возведенной при Екатерине II. Тогда в ней располагался склад. Однако найти так ничего и не удалось.

И вот спустя десятки лет в Ростов Великий приехала новая археологическая экспедиция, на этот раз из Санкт-Петербурга. Возглавлял ее сотрудник Эрмитажа археолог Олег Иоаннисян.

Копать стали прямо под храм. Разобрали бетонный пол и стали делать раскоп по всему периметру церкви, — рассказывает заведующий архитектурным отделом музейного комплекса Ростовский кремль Александр Мельник. — Через несколько недель раскопок археологи наткнулись на кладку. Но это оказался не старый фундамент, как предполагал Воронин, а стены другого храма, построенного еще в XIII веке. Работа продвигалась очень сложно: фундамент храма приходилось укреплять бетоном, чтобы не обрушились стены (карьер постоянно затапливало водой — сказывалась близость озера Неро). Стены удалось освободить лишь на полтора метра, дальше работы требовали серьезных инженерных укреплений. Чтобы раскопать подземный храм до конца (его фундамент, по подсчетам ученых, находится приблизительно на пятиметровой глубине) необходимо «подвесить» верхнюю церковь, иначе, ее стены просто упали бы. Но и того, что удалось откопать, было достаточно, чтобы сделать вывод: археологи столкнулись с совершенно уникальным явлением — церковь, спрятанная под землей около семи веков, практически не разрушилась.

По описаниям она оказалась очень похожей на храм, построенный при княжеском дворце, незадолго до монгольского нашествия. Однако археологическая экспертиза строения преподнесла исследователям новый сюрприз. Оказалось, что найденный храм был построен не до монгольского нашествия, а в самый разгар ига — в 1288 году. Это свидетельствует о еще большей его уникальности, — комментирует Александр Мельник. — Ведь это самое «темное» время в периоде русской истории, когда под воздействием татаро-монгольского ига культура на Руси практически перестала развиваться, а культовые здания вообще не строились. Обнаруженный храм один из трех на территории России, построенных в конце ХIII века.

Так почему же он оказался под землей? Существует несколько версий:

Причиной тому топкая болотистая почва на берегах озера Неро, которая, не выдержав многотонного строения, постепенно просела на глубину, увлекая за собой и церковь.

Более прозаичная, сводится к тому, что в конце XV века ростовские князья продали свои владения Москве. Москвичи стали перестраивать город по-своему. Первым делом решили насыпать вокруг него земляной вал, линия которого по проекту прошла как раз через то место, где стоял Борисоглебский храм. И его просто-напросто засыпали землей, а чтобы святое место не осквернить каким-то образом, на вершине вала возвели новую церковь — такую же, как та, которая осталась под валом. Так она и простояла под землей семь столетий, практически не пострадав от времени. Подобных находок в истории российской археологии, пожалуй, еще не было, — рассказывает директор музейного комплекса Ростовский кремль Андрей Евгеньевич Леонтьев. — Конечно, находили остатки строений домонгольского периода, но чтобы здание сохранилось целиком, это впервые.

Питерские археологи разработали проект по полному освобождению храма из подземного плена. Он был представлен на археологической конференции, проходившей недавно в Ростове. Идея его автора, петербургского ученого Евгения Торшина, заключается в том, чтобы в стенах древнего храма сделать подземный музей, в который посетители могли бы спускаться прямо из верхней церкви Бориса и Глеба. Однако на это требуются очень большие финансовые затраты. Обнаружив храм конца XIII столетия, археологи раскрыли одну из тайн прошлого, но ответить на вопрос, куда же исчезла первоначальная постройка, относящаяся к домонгольским временам, так и не удалось. Может, права легенда, и храм действительно ушел, чтобы не попасть в руки иноверцам, и до сих пор хоронится где-то в глубоких недрах ростовской земли, ждет своего часа...?

В настоящее время храм Бориса и Глеба не является объектом музейного показа и возможен лишь самостоятельный наружный осмотр. Рядом с этой церковью (в 10 метрах к северу от нее) расположена Димитриевская церковь. Раньше ее использовали под гараж, а ныне и вовсе забросили. Крыша проржавела и местами уже провалилась. Так что, теперь намного интенсивнее разрушается кладка стен.

В наши дни эта пара церквей едва заметна на задворках Ростовского кремля, оба здания изуродованы до неузнаваемости. Только особо любопытный турист, гуляющий вокруг кремля, обратит внимание на пару странных построек. А ведь это ? некогда очень красивая пара зданий с древней историей.

На месте, где сейчас стоят храмы бывшего Борисоглебского прихода, в XII-XV веках находился княжеский двор с каменным теремом. Предания утверждают, что здесь был поставлен первый в Ростове христианский храм святых Кирика и Иулиты, деревянный. Храм в честь великомучеников Бориса и Глеба был построен из тонкого кирпича (плинфы) на месте деревянной церкви позднее, в 1218 году, во время правления великого князя Константина, а потом перестроен в 1287 году, когда здание было возведено практически заново на старых фундаментах. Княжеский двор просуществовал на этом месте до XV века, когда пришел в окончательный упадок и исчез с лица земли, скрытый новым оборонительным земляным валом. Следы этого вала сохранились и по сей день, и как раз на валу стоит нынешняя Борисоглебская церковь.

Изящный храм Бориса и Глеба был выстроен в 1761 году в стиле позднего барокко. По результатам недавних археологических раскопок на месте древнего княжьего двора стало ясно, что храм выстроен практически на том же месте, где стоила древняя княжеская церковь, посвященная тем же святым. Здание было построено «кораблем», с одной главой на высоком стройном восьмерике, с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем.

Зимняя небольшая церковь Димитрия Ростовского была построена в 1762 году на средства И. Мещерева и П. Алексеева, севернее Борисоглебской. Это скромное бесстолпное здание в стиле классицизм, с небольшими портиками и одной главой на невысоком четверике, покрытом купольной кровлей.

Оба храма в советское время были закрыты в 1928 году, обезображены. На обоих были сломаны главы, колокольня также была разрушена. В Борисоглебской церкви разместился цех, в Димитриевской — гараж. К 1980-м годам здания пришли в крайне тяжелое состояние и были законсервированы, но пока никаких работ по ним не ведется, несмотря на открывшееся недавно большое значение храмов Борисоглебского прихода в плане историческом и археологическом. Остается только ждать и надеяться, что у Ростовского музея появятся средства на восстановление этих замечательных и очень интересных памятников города.

Напишите нам

* поля обязательны для заполнения

*

*

Отправить