Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, «исходя из града и пришел на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовался крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же — молитвы его святые и незлобие пастырское». Чудо, сотворенное ростовским владыкой, было предназначено освятить место основания будущего монастыря и служить свидетельством того, что оно избрано не по воле человеческой, но при помощи Божественного промысла.

Рядом с Яковлевской обителью находился мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией († 1271), женой князя Василько Константиновича, русского героя и князя-мученика, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Позднее, во второй половине XVIII в. два эти монастыря составят единое целое, причем, более древний и богатый Спасский будет приписан к Яковлевскому.

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз — вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично — двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции. В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Уже на раннем этапе своего существования Яковлевский монастырь привлекал к себе внимание царствующих особ. Так, в 1624/25 г. царь Михаил Федорович пожаловал игумена Павла с братией вотчиной в Порецком стане Ростовского уезда ? монастырь получил пустошь Захарцыно с другими пустошами и пожнями и право рыбной ловли на реке Вексе. В 1652 г. царь Алексей Михайлович в память о скончавшемся патриархе Иосифе преподнес Яковлевскому монастырю поминальный четырехпудовый колокол, который бережно сохранялся в обители до начала XX в. Царь Федор Алексеевич в 1679 г. дал монастырю жалованную грамоту, подтверждающую права на земельные владения. В 1690 г. грамотой царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича обители был пожалован участок земли размером 38 на 20 сажен, расположенный под монастырскими стенами, перед святыми вратами, «священнику, и диакону, и причетникам под дворы, ... чтоб де нашему, великих государей, богомолью без пения не быть».

Итак, на раннем периоде истории Зачатиевского Яковлевского монастыря все постройки обители, включая единственный храм Зачатия св. Анны, были деревянными. Главным источником средств к существованию служили небольшие земельные владения. В целом же, судя по немногим сохранившимся источникам, монастырь в то время не отличался ни славой, ни богатством. Однако, наличие царских жалованных грамот и пожертвованного царем колокола свидетельствует о том, что в XVII в. он не был обойден вниманием русских государей.

В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения ? «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам». В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.

Приписка к архиерейскому дому имела для Яковлевского монастыря огромное значение. Ростовскую кафедру в это время возглавлял митрополит Иона Сысоевич. Он немало сделал для монастыря, с его именем связано сооружение в обители первого каменного храма. Сохранился текст челобитной, поданной митрополитом Ионой на царское имя 24 января 1690 г., которая так характеризует состояние монастыря и изменения, произведенные в нем по воле владыки: «... в Ростове на посаде ... великих князей богомолье, Зачатейский монастырь, где лежат мощи Иакова, епископа Ростовского Чудотворца, от морового поветрия стояло впусте, церковь Божия обветшала и ограда огнила ... и в 195 (1686/87) году ...богомолец ... Иона, митрополит Ростовский и Ярославский построил каменную церковь во имя живоначальныя Троицы, и стенным письмом подписал, и ограду около того монастыря оградил, и игумена в тот монастырь поставил». Таким образом, на новом этапе своей истории Яковлевский монастырь получил прочное материальное основание. Вместо деревянной Зачатиевской церкви в нем появился каменный Троицкий храм. По настоянию митрополита Ионы монастырский собор был переименован из Зачатиевского в Троицкий, но середине XVIII века монастырскому собору было возвращено прежнее название.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).

Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.

Между тем, жизнь Яковлевского монастыря шла своим чередом. В первой четверти XVIII в. монастырская вотчина была увеличена за счет присоединения к ней в 1723 г. земельных владений двух упраздненных монастырей — Андреевского, находившегося в Ростове и Никольского на Бою, располагавшегося в Ростовском уезде. Владения первого включали в себя село Сельцо и деревню Борисовскую, где проживало 169 душ крестьян, вотчина второго состояла из села Никольского и деревни Костенчуговой и насчитывала 236 душ.

Упрочив материальное благосостояние, Яковлевский монастырь начинает каменное строительство. В 1725 г. к единственной церкви обители ? Троицкому собору с северной стороны был присоединен придел, который, в память первосозданного святым Иаковом храма, был освящен в честь Зачатия Св. Анны. Через два десятилетия, в 1754 г., по распоряжению ростовского митрополита Арсения Троицкая церковь была переименована в Зачатиевскую, а новоустроенный придел получил имя Иакова Ростовского. Таким образом, главному монастырскому храму было возвращено его первоначальное наименование, а придельный храм посвящался основателю монастыря. По всей видимости, это был первый престол, освященный в честь ростовского святителя Иакова.

Со времени основания до второй половины XVIII в. Яковлевским монастырем управляли игумены. Поскольку до середины XVIII столетия монастырь не относился к числу состоятельных, его братия была немногочисленна. По ведомости 1743 г., в обители насчитывалось всего девять монашествующих, в том числе: игумен, иеромонах, иеродиакон и шестеро монахов, из которых один являлся подкеларником, второй — конюшенным старцем, а четверо оставшихся исполняли клиросное послушание. Монастырь содержал пятерых светских служителей: повара, хлебника, конюха и двух дворников.

В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского. Началось с того, что над его могилой в юго-западном углу Троицкого храма, осел чугунный пол. В сентябре 1752 г. приступили к ремонтным работам. После снятия плит, удаления земли и щебня, открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Первое освидетельствование мощей произвел ростовский митрополит Арсений. Для временного хранения обретенных святыни на месте захоронения была устроена каменная гробница. Обо всем происшедшем митрополит Арсений незамедлительно донес в Синод.

Молва о новообретенных мощах Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах Димитрия совершались чудотворения. Исцеления происходили и в других местах России при обращении к святителю Димитрию, по молитве к нему. Между тем, производство официальной канонизации затянулась на несколько лет. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. Только 1 апреля 1757 г., в первый день Пасхальной седьмицы, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения ? 21 сентября, также как и день кончины владыки ? 28 октября, назначались днями празднования новому святому.

Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку, происходивших в Ростове 25 мая 1763 г., присутствовала Екатерина II.

Монастырская реформа 1764 г., в ходе которой была упразднена треть русских монастырей, не нанесла Яковлевской обители ощутимого урона. Монастырь, хранящий мощи новоявленного святого, не подлежал упразднению. Правда, вначале он был причислен к заштатным монастырям, то есть оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, менее года.

Итак, в середине XVII в. епархиальный центр взял Яковлевский монастырь на свое содержание и это, по большому счету, спасло обители жизнь. Об изменениях к лучшему красноречивее всего свидетельствует сооружение в монастыре первого каменного собора, возведенного по воле ростовского митрополита Ионы на средства архиерейского дома.

Наиболее значимыми событиями рассматриваемого периода, во многом определившими последующее процветание монастыря, явились выбор обители ростовским митрополитом Димитрием в качестве места своего захоронения, обретение его мощей и канонизация.

В середине XVIII в. святыни Яковлевской обители умножились. Теперь, помимо, скрытых под спудом, мощей основателя монастыря ? епископа Иакова, монастырь освящали мощи его сопрестольника ? митрополита Димитрия. Канонизация и прославление Димитрия Ростовского обусловили расцвет Яковлевской обители. Важно осознавать, что новому небесному покровителю Яковлевский монастырь был обязан не только известностью и богатством, но и самим сохранением своего существования, поскольку слава и всенародное почитание св. Димитрия позволили обители благополучно пережить монастырскую реформу 1764 г. и избежать неминуемого упразднения.

1991 года открывается новый период в истории Спасо-Яковлевского монастыря: он был возвращен Русской Православной Церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Впервые за все последние десятилетия, в ту праздничную пасхальную ночь Спасо-Яковлевский монастырь был полон народа. Символично, что в 1991 г. Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.

Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию. С 1990-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и началось обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод.

В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений.

4 июня 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия, крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

Вскоре после своего возобновления Спасо-Яковлевский монастырь стал значительным духовным центром не только города, но и всей епархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, при посещении Яковлевского монастыря 13 мая 1993 г. в своем Слове, обращенном к насельникам обители, ростовскому духовенству, прихожанам и паломникам, сказал: «Да поможет Господь жителям этого града вернуться к благочестию их предков. А о том, что предки были благочестивы, свидетельствуют храмы Божии, которые создавались как место общей молитвы, где люди совершенствовались духовно. Дай Бог, что бы и нынешние поколения пришли бы к вере отцов».

Священно-архимандритами монастыря являлись ярославские владыки: Архиепископ Платон (1991-1993) Архиепископ Михей (1993-2002) С 2002 г. обитель возглавляет архиепископ Кирилл.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского. 10 декабря 2003 г., в день памяти основателя монастыря, было совершено торжественное освящение храма св. Иакова, которое произвел Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл в сослужении множества духовенства.

Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. Много сил было отдано налаживанию подсобного хозяйства. Ныне монастырь имеет обширные огороды, сенокосные угодья и скотный двор. Обитель содержит ряд мастерских, столярный цех, обширный транспортный парк. Действуют пекарня и просфорная, построены баня и прачечная.

Проявляя заботу о состоянии памятников монастырского ансамбля, регулярно производятся ремонтные и реставрационные работы: замена и окраска кровли, штукатурка и побелка стен, реставрация и консервация стенописей.

В стенах монастыря и на окружающей его территории произведена перепланировка: проложены мощеные дорожки, разбит яблоневый сад, устроены цветники, очищен пруд. В центре двора над источником сооружена деревянная часовня.

В настоящее время в составе братии — пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать». Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители. Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.

Собор св. Димитрия Ростовского.

В последние годы XVIII столетия, когда монастырский комплекс был отстроен заново, в северо-восточной части монастыря возводится новый собор ? храм Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение монастырского ансамбля.

Идея создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма становится актуальной сразу же, после канонизации святителя. В конце 1770-х годов, когда в монастыре строилась южная стена ограды, архимандрит Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении возведения храма в честь св. Димитрия Ростовского над южными вратами, обращенными к озеру. Однако, Синод строительство надвратного Димитриевского храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место недостаточно подходящим. Синодальное дозволение устроить в Яковлевском монастыре каменную церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., и на протяжении последующих пяти лет он был сооружен.

Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметьев, затративший 55 тысяч рублей на его строительство и 10 тысяч ? на убранство. Память жертвователя чтили в обители ? для поминовения рода Шереметевых в Димитриевском храме ежедневно совершалась ранняя литургия.

27 октября 1801 г., в день памяти святителя Димитрия, основанный в его честь храм был освящен ярославским архиепископом Павлом. В 1804 г. в трапезе этого храма устраиваются два придела: правый был посвящен св. Николаю, небесному патрону Николая Шереметева, левый ? освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святого ростовского святителя Димитрия.

Явившийся одним из лучших образцов русского провинциального классицизма, огромный и величественный собор Димитрия Ростовского в Яковлевском монастыре стал достойным памятником новому российскому чудотворцу.

Зачатиевский собор.

«На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году «во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны».

В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви.

Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде.

К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов.

Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.

Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова. На сводах размещены изображения на темы евангельских праздников. По верхнему ярусу, на внутренних полукружиях закомар — деяния Троицы. Стены расписаны сверху донизу. На северной стене, в нижнем ряду, помещены сцены рождения и погребения основателя монастыря — ростовского епископа Иакова».

Из книги: Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 124–127

Храм св. Иакова Ростовского.

"Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и росписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу до верху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописныя и отличаются изяществом отделки.

Стенопись храма академическаго стиля. В художественном отношении картины представляюсь большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость. На полукруглом пространном плафоне церкви изображена Божия Матерь седящею на престоле; лику Ея предстоят небесныя Силы, кругом обстоят сонмы Праотцев, Пророков, Апостолов, Мучеников, Святых и Преподобных. На верху сей картины начертана золотыми буквами по голубому полю надпись: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; на другом плафоне, в алтаре, над престолом, представлен Триипостасный Бог, окруженный чипами Ангельскими. За престолом, ниже сего плафона, на стене алтаря изображена Тайная Вечеря.

В арке, отделяющей трапезу от главной церкви, помещены на левой стороне келейная, родовая Архимандрита Иннокентия, икона Тихвинской Божией Матери с серебряным венцом; на правой, — келейная наместника Флавиана — икона Спасителя, молящагося в Гефсиманском саду. Иконы эти помещены здесь, как памятники создателей храма сего.

На плафоне трапезы поражает взор молящагося величественное изображение Страшнаго Суда. Стены украшены изображениями Святителей: Иакова, Димитрия и Самого Начальника и Совершителя спасения Иисуса Христа, таковы: 1) несение креста Господом на Голгофу; 2) св. Димитрий, стоящей в келлии на молитве, с воздетыми горе руками пред Распятием; 3) проповедующий с амвона Слово Божие к народу в Архиерейском облачении; 4) изображение обретения чудотворных мощей его; 5) св. Иаков, плывущий озером на своей мантии, и 6) суд его над женою-грешницею.

Означенныя изображения и местныя иконы писал крестьянин Владимирской губернии Шуйскаго уезда, села Тейкова, вотчины Гофмаршала Олсуфьева, Тимофей Медведев. В главной церкви висит большое медное посеребреное паникадило в виде чаши, и другое, небольшое в трапезе. Храм сооружен преимущественно на иждивение Гр. А.А. Орловой-Чесменской, заботливыми попечением и трудами Архимандрита Иннокентия и ревностнаго его сотрудника и Наместника иеромонаха Флавиана. В длину имеет 15 1/2, а в ширину 6 1/3 саж. Он устроен теплым и ежедневное в нем служение совершается только в зимние месяцы, в летнее же время совершаются здесь одне ранния Литургии для поминовения Гр. А.А. Орловой-Чесменской и рода ея. Пол церкви выстлан чугунными плитами«.

Колокольня и колокола.

«Колокольня состоит трех ярусов четырехугольной формы; в нижнем ярусе устроены святыя ворота и обставлены колоннами; в третьем ярусе повешены колокола, а пол куполом сделаны боевыя часы. Купол зеленою краскою, крест и под ним яблоко вызолочены. На колокольне 15-ть разной величины колоколов, из коих замечателен древний колокол весом в 71 пуд, поступивший в 1765 г. из Спасскаго монастыря, что на Песках; другой, весом в 4 пуда, хранится в монастыре; из надписи вокруг его видно, что этот колокол прислан в 1652 году царем Алексеем Михайловичем на поминовение по Святейшем Патриархе Иосифе».

В 1869 г., во времена настоятельства архимандрита Иллариона, в составе монастырского колокольного набора появился новый большой колокол весом в 770 пудов. Он был отлит в Москве, на заводе Дмитрия Николаевича Самгина. Его стоимость составила более 12 тысяч рублей, из которых третья часть была заплачена из монастырской казны, а две трети — внесены благотворителями монастыря.

Новый колокол оказался в два с половиной раза тяжелее своего предшественника, оставшегося при нем вторым. Перед его подъемом балки колокольни предусмотрительно укрепили. Д.Н. Самгин рекомендовал «для лучшего звона» повесить колокол в верхнем пролете колокольни, опасаясь, что в нижнем пролете «звук оного может уменьшиться», однако монастырское начальство благоразумно решило разместить его в более надежном нижнем ярусе колокольни.

В начале XX века на монастырской колокольне насчитывалось 22 колокола: первый весил более 12,5 тонн (770 пудов), второй — более 5 тонн (310 пудов), следующие четыре — от 3 до 2,5 тонн.

По свидетельству современников, колокольные звоны Спасо-Яковлевского монастыря отличались особой звучностью и красотой. Имеются упоминания о том, что в монастыре осуществлялся особый «нотный» звон.

Колокольный набор Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря являлся наиболее значительным из всех монастырей Ростова. По числу колоколов он превосходил все наборы города и уезда, включая и знаменитую Ростовскую соборную звонницу. Большой благовестник монастыря вошел в тройку самых тяжелых колоколов Ростова, уступив лишь двум прославленным колоколам Ростовского Успенского собора. Столь представительный колокольный ансамбль вполне соответствовал высокому статусу Спасо-Яковлевской обители.

Напишите нам

* поля обязательны для заполнения

*

*

Отправить